Полномасштабное вторжение России: вероятность и способы противодействия
Последние несколько недель информационное пространство Украины заполнено сигналами на тему «Путин готовится к полномасштабному вторжению», которое якобы произойдет в ближайшее время. Буквально завтра. +
Вероятность атаки со стороны России бурно обсуждается в СМИ и соцсетях. К настоящему моменту читатели могут найти аргументы для обоснования любой точки зрения. В зависимости о того, какой вариант вам ближе – «вторгнется» или «не вторгнется» - вы можете составить определенный перечень фактов, чтобы подтвердить свою позицию.
Например, недавний инцидент в Крыму, спровоцировавший закрытие оккупантами переходов через линию разграничения, был истолкован как своего рода учения россиян перед броском на север, в ходе которых они смотрели на реакцию местного населения, украинской стороны и Запада.
Для Харькова тема возможной эскалации военного конфликта является животрепещущей. Новая раскачка на Донбассе – это новые потоки беженцев. Если же угроза вторжения с севера материализуется в практические шаги Кремля – это полностью сломает мирный уклад в Харьковском регионе и сделает его будущее крайне неопределенным.
Группа «Информационное сопротивление» больше двух лет занимается мониторингом ситуации как на оккупированных территориях, так и в граничащих между собой регионах Украины и России. Сейчас мы приходим к такой оценки ситуации.
Первое. Полномасштабное вторжение – это политическое решение, являющееся следствием суммы факторов, о части которых мы можем даже не догадываться. Включая психическое состояние российского руководства. Поэтому имеет смысл говорить о тех факторах, которые мы можем оценивать. И делать выводы – увеличивают эти факторы вероятность агрессии или снижают её.
Второе. Анализ данных по передвижениям российских войск в приграничных областях России, а также в оккупированном Крыму дает основания утверждать, что угроза вторжения существует. Российские войска накапливаются, пополняются силами и средствами. Однако сам по себе этот факт не свидетельствует о том, что полномасштабная агрессия не за горами.
На оккупированной части Донбасса и группа ИС, и украинская разведка фиксируют переброску техники и живой силы из России. Однако мы оцениваем эти поступления как пополнение так называемых 1-го и 2-го АК, т.е. «армий» так называемых ДНР и ЛНР, управляемых из Ростова-на-Дону. Боевики испытывают изрядные проблемы с личным составом. Чтобы его численность не сокращалась, приходится подвозить новую биомассу. Общая численность российско-террористических войск оценивается в порядка 36 тыс. человек. При этом численность сил АТО на Донбассе существенно превосходит силы террористов.
Опыт двух лет войны указывает, что перед началом любой значительной эскалации (Иловайск, Дебальцево) на Донбассе отмечалось передвижение регулярных российских частей из приграничных регионов к линии соприкосновения. Из этих частей формировались ударные кулаки. Поскольку россияне пытались действовать скрытно, переброска растягивалась на дни-недели. В данный момент мы такого передвижения не наблюдаем.
Из чего следует, что собственными силами террористы осуществить крупную атаку не в состоянии. При всех проблемах украинской армии она сможет встретить так, что мало не покажется. Признаков же соответствующей активизации россиян нет.
Так что если вести речь о ближайшем будущем (ближаших неделях), то видимые военные факторы не свидетельствуют в пользу полномасштабного вторжения России. Локальная активизация террористов на Донбассе возможна, рост провокаций и обстрелов возможен. Возможны также попытки захватить какой-то населенный пункт, чтобы испортить Украине День Независимости. Но поводов рассуждать о масштабной войне на основании того, что мы видим, пока нет.
Третье. Если говорить о сугубо военных признаках, то, исходя их логистических моментов, ситуация может поменяться за пару недель. Военные эксперты неоднократно отмечали, что окно возможностей для масштабной российской атаки составляет период до начала сезона дождей. Т.е. еще месяца полтора-два.
При этом надо учитывать, что Кремль крайне не заинтерсован в проведении длительной, изматывающей операции. В его интересах короткая победоносная атака. Т.е. в прикладных условиях речь идет об операции, которая буквально за пару недель обеспечит решения задач для Москвы. Возможно ли такое на практике?
Даже при очевидной разнице потенциалов украинской и российской армии наши Вооруженные Силы и Нацгвардия – уже совсем не те, что были еще даже год назад. Несмотря на сложности, процесс их реанимации продолжается.
Более того – 6 волн мобилизации создали в Украине прослойку людей с реальными боевыми навыками. Два года назад военный резерв был полнейшей фикцией. Сейчас он веьма далек от идеала, но положение не такое безнадежное.
Даже если Украина не получит военной помощи от Запада (что прогнозируемо), Россия имеет все шансы увязнуть в войне, не добившись за короткий срок решения ключевой задачи – развала/капитуляции украинского государства. При этом сама окажется в напряжении, которое рискует не пережить.
Четвертое. Украина может выстоять только при одном условии – если сумеет оперативно мобилизовать имеющийся потенциал. Речь даже не столько о проведении всеобщей мобилизации (которая наверняка случится при объявлении войны), сколько о сборе и оснащении людей, уже воевавших.
Понимая, что быстро и безболезненно сломать Украину военным путем России будет крайне сложно, Кремль недаром вкладывает усилия в различные инструменты, способные парализовать/снизить возможности быстрой мобилизации украинцев для отпора врагу.
Путин однозначно решится на атаку, если увидит, что его агенты влияния добились успеха. Если украинцев убедят, что их армия ни на что не годна. Если их убедят, что «это не ваша война, пусть сын Порошенко воюет» и т.д. Если различные «матери», «батальонные братства» и «комбаты» разнесут вирус «зрады» и мантру о том, что «власть всё слила и преследует добровольцев». Если популисты окончательно дезориентируют людей, уставших от войны, криминала и экономических неурядиц, простыми ответами на сложные вопросы. Одним словом, если украинское общество погрузится в апатию от полной безнадёги.
Пятое. Анализ видимых факторов дает такую картину. Если Путин не сможет в ближайшие недели найти способ парализовать волю/деморализовать украинский народ, то вероятность полномасштабной агрессии до зимы (когда откроется новое окно для военных операций) будет невысокой.
Желаемый для Кремля паралич Украины должен случиться в начале сентября, иначе может не хватить времени для реализации блицкрига. Сценарий возможной атаки – «миротворческая операция» после серии провокаций или что-то другое – это уже тонкости. Если Запад увидит, что Украина не борется, если армия не получает поддержки и разваливается, если власть опустила руки, то формальное прикрытие не будет иметь значения.
Можно ли что-то противопоставить планам России? Можно и нужно. Надо просто сопротивляться на каждом пятачке, где Кремль пытается усились свои позиции.
Пару недель назад все убедились, что планы России в Украине можно срывать. Так, во время промежуточных выборов на 114 округе в Луганской области кандидат от «Газпрома» потерпел сокрушительное поражение.
Этот округ был важен для Москвы в целях обеспечения контроля над объектами газотранспортной инфраструктуры, которая должна опеспечить стабильную работу т.н. «южного коридора» из России через Турцию в Европу. Заметьте, когда шли выборы, Москва и Анкара находились в состоянии конфликта. И все эксперты в один голос утверждали, что вопрос «южного коридора» закрыт. Тепер же Эрдоган прямым текстом заявляет, что препятствий для строительства «Турецкого потока» нет.
Если перестать слушать увещевания пропутинских сект в Украине и показывать, что народ будет сопротивляться изо всех сил, кремлевские карлики сто раз подумают, прежде чем начать масштабную войну. Именно способность Украины выдержать удар и нанести неприемлемый для оккупантов урон является главным фактором. Не ситуация внутри России. Не западные санкции. Не Трамп или Клинтон. Не ротация правящих элит в Евросоюзе.
Поэтому вывод однозначный. Расслабляться не стоит, равно как и впадать в панику. Поменьше эмоций, побольше рациональных оценок, побольше практических действий для укрепления Украины, которые каждый может совершать на своем уровне. Не умножаешь беспочвенную «зраду» - уже молодец.
Этот простой рецепт будет работать на снижение вероятности полномасштабной агрессии. Это именно то, на что каждый может повлиять.
http://ua24ua.info/polnomasshtabnoe_vtorgenie_rossii_veroyatnost_i_sposobi_protivodeystviya/